к дискографии >>
Один из самых успешных американских рок-коллективов конца 60-х годов - группа из
Сан-Франциско JEFFERSON AIRPLANE была образована в августе 1965 года гитаристом
и вокалистом Марти Бэлином, в составе: Марти Бэлин (Marty Balin, ур. Martyn
Jerel Buchwald, р. 30 января 1942, Цинциннати, штат Огайо - гитара, вокал), Пол
Кэнтнер (Paul Kantner, р. 17 марта 1941, Сан Франциско, Калифорния - вокал и
гитара), Йорма Кауконен (Jorma Kaukonen, р. 23 декабря 1940, Вашингтон -
гитара, вокал), Боб Харви (Bob Harvey - бас) и Джерри Пелокуин (Jerry Peloquin
- ударные)
Затем Харви и Пелокуин уступили место Александру Скипу Спенсу (Alexander 'Skip'
Spence, р. 18 апреля 1946, Виндзор, Канада - ударные) и Сигни Андерсон (Signe
Anderson, ур. Signe Toly Anderson, р. 15 сентября 1941, Сиэтл - вокал и
клавишные). А их в свою очередь сменили Спенсер Драйден (р. 7 апреля 1938,
Нью-Йорк - ударные) и Джек Кэсэди (Jack Casady, р. 13 апреля 1944, Вашингтон -
бас-гитара).
Необычное название группы произошло от прозвища Йормы Кауконена - приятели звали
его Блайнд Томас Джефферсон Эйрплэйн (Blind Thomas Jefferson Airplane),
пародируя имя известного блюзмена Блайнд Лемона Джефферсона (Blind Lemon
Jefferson). Под маркой JEFFERSON AIRPLANE группа дебютировала в сан-францисском
клубе Matrix 13 августа 1965 года.
В начале своей творческой карьеры группа исполняла традиционный биг-бит с
отдельными элементами фолка и рока, названный впоследствии вест-коаст-роком, и
лишь значительно позже музыка группы стала более совершенной с использованием
элементов коммерческого хард-рока и арта.
Кэнтнер, хорошо известный в местных фолк-кругах музыкант, и Бэлин, бывший член
TOWN CRIERS и совладелец клуба “Matrix”, скоро стали весьма популярными
личностями в своем районе Сан-Франциско, выступая с концертами, организованными
промоутером Билли Грэмом. В конечном счете, они стали завсегдатаями клубов
“Fillmore Auditorium” и “Carousel Ballroom”, находящихся неподалеку от их
коммунального дома в районе Haight Ashbury.
Следует заметить, что фронтменом коллектива всегда была вокалистка. В первые два
года существования ансамбля это была Сигни Андерсон. Затем 16 декабря 1965 года
под аванс в 25 тысяч долларов группа подписала контракт с фирмой RCA Records,
где в январе 1966 года записала свой дебютный сингл "It's No Secret". А в
сентябре 1966 года вышел, наконец, дебютный альбом группы "Jefferson Airplane
Takes Off", записанный еще год назад во время выступления коллектива в одном из
местных кафе. Эта пластинка заняла 128-е место в хит-параде, была признана
самими музыкантами слишком сырой и не переиздавалась до 1971 года.
Вскоре после выхода этого альбома, в октябре 1966 года вместо певицы Cигни
Андерсон, бывшей на седьмом месяце беременности, в составе JEFFERSON AIRPLANE
появилась новая вокалистка Грэйс Слик (Grace Slick, ур. Grace Barnett Wing, р.
30 октября 1939, Эванстон, штат Иллинойс), ставшая в дальнейшем одной из
ведущих фигур в группе. Слик уже была хорошо известна по работе в составе ее
прежней группы GREAT SOCIETY и подарила JEFFERSON AIRPLANE две песни из ее
репертуара - "Somebody To Love" и "White Rabbit", которые вошли во второй
альбом группы, "Surrealistic Pillow" (1967), и попали в американский Top 10
(5-е и 8-е место, соответственно). Сам же альбом занял 3-е место в хит-параде
журнала Billboard.
Если после выхода первого альбома JEFFERSON AIRPLANE рассматривали, как группу,
исполняющую классические фолк-темы, переложенные на рок-н-ролльные и
ритм-энд-блюзовые структуры, то два последующих диска обнаружили явную тягу
музыкантов к психоделии, которая в той или иной степени ощущается в любом
альбоме группы. Альбом "Surrealistic Pillow" стал классическим образцом этого
музыкального стиля и музыки той эпохи, а текст одной из самых ярких и известных
композиций группы, "White Rabbit", объединил в себе сказку об Алисе в стране
чудес с ЛСД-галлюцинациями.
Начиная с 1967 года известность группы постепенно росла, чему способствовали
профессионализм музыкантов и постоянные концерты по всему Западному побережью
США. Если раннее творчество JEFFERSON AIRPLANE можно было сопоставить с BYRDS -
гитарный фолк-блюз и романтичный вокал, то с приходом в группу Грэйс Слик
музыка стала более жесткой и энергичной, песни базировались в основном на
риффах, а напряженный холодный соул-вокал Слик прекрасно сочетался с
выразительной гитарой Кауконена.
Репутация JEFFERSON AIRPLANE значительно возросла после их блестящего
выступления на легендарном поп-фестивале в Монтерее в 1967 году. Этот
национальный успех был закреплен в 1968 году благодаря выходу альбомов "After
Bathing At Baxter's" (17-е место) и "Crown of Creation" (6-е место). На
последнем из них чувствовалось различное авторство песен, а также совершенно
разный музыкальный подход. Бэлинская "If You Feel", кауконенская "Ice Cream
Phoenix" и сликовская трагикомическая "Lather" были непохожими друг на друга
композициями.
Диск также содержал песню друга группы Дэвида Кросби (David Crosby) "Triad",
которая не попала в альбом его группы BYRDS. Кроме того, к большому
удовольствию молодежи, музыканты группы все больше и больше внимания начали
уделять политике. После выхода альбомов журнал "Life" поместил фотографию
группы на обложке, сопроводив ее выразительным текстом: "JEFFERSON AIRPLANE -
популярная рок-группа, чья музыка заставляет трепетать весь мир".
Команда поддерживала плотный график и в 1969 году выпустила хорошо сделанный
живой альбом "Bless Its Pointed Little Head". Слик и Кэнтнер к тому времени уже
стали любовниками и их хипповские идеалы и политические взгляды нашли свое
отражение в вышедшем в том же 1969 году альбоме "Volunteers", ставшим настоящим
манифестом хиппи.
Альбом получился действительно превосходным (хотя на нем было заметно снижение
роли Бэлина в группе), а JEFFERSON AIRPLANE приобрели репутацию
"психоделических бунтарей", чему в немалой степени способствовало триумфальное
выступление группы 17 августа 1969 года на знаменитом фестивале в Вудстоке, где
музыканты исполнили песню "Volunteers" (65-е место) - один из гимнов протеста
конца 60-х годов. В музыкальном плане эта композиция была близка к соулу, в ее
аранжировке звучат клавишные, но базовый рифф, придуманный Полом Кэнтнером,
жесток и энергичен, а в припеве звучат слова: "Надвигается революция! Мы -
добровольцы Америки!"
Позже группа присутствовала на другом, скандальном фестивале в Алтамонте, где
молодчики из "Ангелов Ада" убили одного зрителя и напали на Бэлина. В общем,
можно сказать, что 60-е годы JEFFERSON AIRPLANE завершили на подъеме - они
уверенно входили в первую тройку лучших американских групп.
Однако буквально через год в коллективе начались проблемы. Слик забеременела от
Кэнтнера и не могла участвовать в концертах. К этому времени из команды ушел
Драйден, а два старых друга Йорма Кауконен и Джек Кэсэди, не выходя из состава
JEFFERSON AIRPLANE, создали сторонний проект HOT TUNA, ставший, в итоге,
достойным конкурентом основной их группе.
Джек и Йорма раньше учились вместе в одной вашингтонской музыкальной школе, и
оба увлекались блюзом, слушая пластинки старшего брата Джека. Будучи еще
подростками, они создали местную команду TRIUMPHS. Потом на некоторое время их
пути разошлись. Встретились друзья лишь в составе JEFFERSON AIRPLANE, к
которому Кэсэди присоединился в качестве басиста.
Поначалу HOT TUNA был всего лишь побочный побочным проектом двух музыкантов их
JEFFERSON AIRPLANE, но со временем стал вполне достойной самостоятельной
единицей. HOT TUNA (сначала HOT SHIT) успевали давать концерты в промежутках
между выступлениями JEFFERSON AIRPLANE. С самого начала постоянные изменения в
составе HOT TUNA стали обычным явлением, но, в отличие от большинства групп,
они явно шли им на пользу.
В 1970 году к дуэту Кауконен и Кэсэди присоединился Вилл Скарлет (Will Scarlet -
гармоника), а затем и старый чернокожий скрипач Папа Джон Крич (Papa John
Creach, р. 28 мая 1917, Бивер Фоллс, штат Пенсильвания, у. 22 февраля 1994).
Кроме того, ребятам периодически помогали Марти Бэлин (Marty Balin - гитара,
вокал) и Спенсер Драйден (Spencer Dryden - ударные). В том же 1970 году вышел
дебютный альбом "Hot Tuna", записанный "вживую" в Новом Орлеане, на котором
звучал традиционный рэгтайм-блюз.
На следующий год на свет появилась вторая пластинка "First Pull Up, Then Pull
Down" (1971), записанная также "вживую", но в несколько более роковом звучании.
К моменту выхода этого альбома HOT TUNA уже стала квинтетом, в который еще
вошел Сэмми Пьяцца (Sammy Piazza - ударные).
Примерно в то же самое время в 1970 году, под вывеской PAUL KANTNER AND THE
JEFFERSON STARSHIP Кэнтнер сотоварищи выпустил концептуальный альбом "Blows
Against The Empire" (20-е место). Новый состав коллектива, записавший этот
величественный альбом, состоял из членов JEFFERSON AIRPLANE плюс Джерри Гарсиа
(Jerry Garcia, GRATEFUL DEAD), Дэвид Кросби (David Crosby, CSNY), Грэм Нэш
(Graham Nash, CSNY) и другие. В итоге, диск был номинирован на премию Hugo
Award. А Слик, тем временем, родила дочь Чайну, чей портрет украсил обложку
альбома Слик и Кэнтнера "Sunfighter".
После выхода сборника "The Worst Of Jefferson Airplane" (1970) и ухода Бэлина,
группа выпустила странно запакованный альбом "Bark" (1971). Продававшийся в
коричневом бумажном пакете, альбом предложил некоторые интересные моменты,
особенно песню Слик "Never Argue With A German", исполненную на
"немецкоподобном языке", а также композицию нового ударника Джоя Ковингтона
"Thunk", звучавшую в духе a cappella 50-х годов. Этот диск также стал первым
релизом JEFFERSON AIRPLANE на их собственном лейбле Grunt Records, учрежденном
в августе 1971 года.
За следующим их неудачным альбомом "Long John Silver" (1972) последовал взрывной
концертник "30 Seconds Over Winterland" (1973), который стал последним альбомом
группы под вывеской JEFFERSON AIRPLANE, хотя чуть позже появилась еще
интересная компиляция, состоящая из ранних синглов и студийных купюр, под
названием "Early Flight" (1974).
К 1973 году Кэсэди и Кауконен, разрывающиеся между двумя группами, окончательно
покинули состав JEFFERSON AIRPLANE и обосновались в HOT TUNA, а Папа Джон Крич
наоборот решил остаться только в AIRPLANE.
В январе 1974 года Грэйс Слик выпустила свой первый сольный альбом, а в феврале
того же года группа изменила свое название на JEFFERSON STARSHIP. В состав
новой группы вошли: Грэйс Слик (Grace Slick - вокал и клавишные), Пол Кэнтнер
(Paul Kantner - вокал и гитара), Папа Джон Крич (Papa John Creach - скрипка),
Дэвид Фрейберг (David Freiberg, р. 24 августа 1938, Бостон - вокал и
клавишные), Джон Барбата (John Barbata - ударные), Крэйг Чакико (Craig
Chaquico, р. 26 сентября 1954 - лидер-гитара) и Питер Сирс (Pete Sears -
бас-гитара и клавишные). Позже в группу пришли: Микки Томас (вокал), Элвин
Бишоп (Elvin Bishop - гитара) и ударник Донни Болдуин из группы ELVIN BISHOP
BAND.
После состоявшегося концертного тура по США были записаны два неплохих альбома -
"Dragonfly" (1974), занявший 11-е место и ставший "золотым", и "Red Octopus"
(1975), 6 сентября 1975 года возглавивший альбомные чарты и распроданный более
чем двухмиллионным тиражом. Причем, диск находился в таблицах популярности
почти год.
Популярность группы в этот период достигла своего пика, однако частые смены
составов и слишком явное желание музыкантов "откреститься" от своего хиппового
прошлого и найти свою нишу в коммерческом роке заставили многих старых
поклонников JEFFERSON STARSHIP отвернуться от группы. Кроме того, в декабре
1975 года Кэнтнер и Слик расстались. И Грэйс, тяготевшая к более простой и
мелодичной музыке, стала настаивать на изменении стиля, но поскольку следующие
два диска были выдержаны в прежнем ключе (оба стали "платиновыми"), в июне 1978
года Слик объявила о своем выходе из состава группы.
Новыми же участниками коллектива стали вокалист Мики Томас (Mickey Thomas) и
английский ударник Эйнсли Данбэр (Aynsley Dunbar), переигравший в огромном
количестве групп, в том числе, MOJOS, BLUESBREAKERS, JEFF BECK GROUP, MOTHERS
OF INVENTION, David Bowie, JOURNEY, а JEFFERSON STARSHIP стали его
"промежуточной остановкой" на пути из JOURNEY в WHITESNAKE.
События же в параллельном проекте HOT TUNA развивались следующим образом -
постепенно их музыка становилась все тяжелее, и на шестом альбоме "America's
Choice" (1975) были слышны уже элемента хэви-метал рока. Но после выпуска этого
альбома в 1975 году Пьяцца покинул состав HOT TUNA, а его место за ударной
установкой занял Боб Стилер (Bob Steeler). Группа издала еще несколько
пластинок (диск 1978 года записывался с клавишником Ником Баком), и в 1979 году
было объявлено об ее официальном роспуске. После чего Кауконен занялся сольной
работой, а позже присоединился к VITAL PARTS. Кэсэди же организовал свою группу
"новой волны" - SVT. Однако в конце 80-х годов друзья встретились вновь и время
от времени давали концерты под вывеской HOT TUNA.
Конец 70-х и начало 80-х годов оказались более успешными для сольной работы
бывших музыкантов, нежели для JEFFERSON STARSHIP в целом, которые стали
исполнять банальный поп-рок. Группа несколько раз объявляла о своем распаде. А
в марте 1981 года после провала своего первого сольного альбома в группу
вернулась Слик. Следует заметить, что она и в дальнейшем периодически
возвращалась и уходила из коллектива. Состав этой популярной группы менялся так
часто, что к середине 80-х годов в группе уже не осталось ни одного участника
из ее оригинального состава.
В 1985 году свет увидел альбом "Knee Deep In The Hoopla", вышедший уже под
вывеской просто STARSHIP. Возможно, смена названия группы действительно
помогла, поскольку два сингла подряд вывели группу на 1-е место американских
чартов. Это были энергичная "We Build This City" (1-е место, 16 ноября 1985) и
баллада "Sara" (1-е место, 15 марта 1986). А в 1986 году Кэнтнер, Бэлин и
Кэсэди ненадолго воссоединились в составе KBC BAND.
В 1987 году большим успехом пользовался отличный AOR-сингл "Nothing Gonna Stop
Us Now" "Nothing's Gonna Stop Us Now", который произвел настоящую революцию в
чартах Великобритании и США, заняв в них высшие места (США - 1-е место, 4
апреля 1987 года; Англия - 1-е место, 9 мая 1987 года), первый и единственный
английский чарттоппер группы, ставший по итогам продаж "лучшим британским
синглом года". На волне успеха STARSHIP выпустили неплохой альбом "No
Protection" (1987, 12-е место - США, 26-е - Британия).
А в середине 1988 года появилось официальное сообщение, что группа возобновляет
свою деятельность под названием JEFFERSON AIRPLANE - в составе 1972 года. И
действительно, в 1989 году группа преподнесла поклонникам настоящий сюрприз,
собравшись в почти оригинальном составе и выпустив на лейбле Epic Records
альбом с оригинальным названием "Jefferson Airplane", который оказался
настолько слабым, что журнал "Rolling Stone" присудил группе титул "самых
нежелательных возвращенцев".
Но, несмотря на то, что все сольные проекты членов группы были временно
приостановлены, группа STARSHIP, в которой играли молодые музыканты, продолжала
существовать. В 1992 году вышел последний альбом под маркой JEFFERSON AIRPLANE
- "Jefferson Airplane Loves You", однако камбэк некогда знаменитой команды
оказался нежизнеспособным и вскоре она опять распалась.
В лагере же HOT TUNA также происходили постоянные изменения - в 1990 году в
состав коллектива влился гитарист и автор композиций Майкл Фалзарано, вскоре
ряды HOT TUNA пополнились еще и ударником Харвеем Соргеном (Harvey Sorgen). В
этом составе группа записала новый студийный альбом за последние десять лет -
"Pair a Dice Found" (1990), следом за которым последовали концертные релизы. А
в 1992 году в группе появился клавишник Пит Сирс (экс-JEFFERSON AIRPLANE).
Конец 90-х годов HOT TUNA провели не очень активно, изредка устраивая гастроли
и время от времени выпуская концертные и старые записи.
В итоге, в начале 90-х годов бывшие музыканты JEFFERSON AIRPLANE работали аж в
трех ипостасях - JEFFERSON STARSHIP THE NEXT GENERATION с Полом Кэнтнером и
Джеком Кэсэди, НОТ TUNA с Йорма Кауконеном и Джеком Кэсэди и WOODEN SHIPS с
Марти Бэлином.
А в 1994 году в возрасте 76 лет умер скрипач группы Папа Джон Крич. В годовщину
его смерти в 1995 году JEFFERSON AIRPLANE впервые за долгое время собрались в
полном составе и дали концерт памяти музыканта в Лос-Анджелесе. В том же 1995
году эта чехарда с клонированием временно прекратилась - под маркой STARSHIP
музыканты выпустили новый альбом. А в 1996 году имя JEFFERSON AIRPLANE было
навечно занесено в символический Зал славы рок-н-ролла. В настоящее время
музыканты заняты исключительно сольным творчеством.
А в 2004 году из Калифорнии пришло еще одно трагическое известие - стало
известно, что в своем собственном доме, где он прожил последние 10 лет после
своего ухода со сцены, в возрасте 66 лет от рака желудка скончался барабанщик
легендарной рок-группы JEFFERSON AIRPLANE Спенсер Драйден (Spencer Dryden).
|