к дискографии >>
История американской рок-группы IRON BUTTERFLY, музыка которой является
классическим образцом зарождения тяжелого рока и стиля "прогрессив", началась
весной 1966 года в южно-калифорнийском городе Сан-Диего. Лидером и
организатором группы был двадцатилетний клавишник и вокалист Дуг Ингл (Doug
Ingle, p. 9 сентября 1946, Омаха, Небраска), сын местного церковного органиста
и хиппи в душе. Он получил хорошую музыкальную подготовку, однако с 16 лет
начал играть на танцах со школьной группой VOXMEN, барабанщиком которой был Рон
Буши (Ron Bushy, p. 23 сентября 1945, Вашингтон, Колумбия).
В первоначальный состав IRON BUTTERFLY вошли: Дуг Ингл (Doug Ingle - клавишные,
вокал), Джерри Пенрод (Jerry Penrod - бас, вокал), Рон Буши (Ron Bushy -
ударные), Дэнни Уэйсс (Danny Weiss - гитара), а "освобожденным" вокалистом стал
Дэррил Де Лоуч (Darryl De Loach).
Название для группы придумал сам Дуг Ингл: "Мне хотелось найти имя, с которым бы
можно было жить и быть крутым. А быть крутым, в нашем тогдашнем понимании,
значило быть тяжёлым, жёстким, быть вместе не только музыкально, но и
по-человечески. Одновременно это значило быть воздушно-легким, динамичным,
переменчивым и оригинальным. Я перемешал эти понятия, получив в итоге что-то
тяжелое, но симпатичное, а поскольку тема насекомых была тогда в моде, мы
назвали себя IRON BUTTERFLY."
В поисках работы и успеха участники новоиспеченной группы отправились в
Лос-Анджелес, и уже вскоре устроились играть в клубе “Bido Lito's”. Дуг Ингл
так вспоминает о тех далеких временах: "Мы выступали за 25$ на нос, по пять раз
за ночь. Питались сэндвичами, пили дешевое вино и спали на лестнице прямо в
офисе". Но длинные пьесы IRON BUTTERFLY с тяжелым ритмом, замысловатыми соло и
полными наивной мистики текстами быстро нашли путь к сердцам завсегдатаев этого
заведения, расположенного на бульваре Сансет-Стрип.
Это признание, в итоге, вылилось в то, что коллектив пригласили в течение трех
недель выступать в легендарном клубе “Whiskey A Go Go”, после чего музыканты
получили трехмесячный ангажемент также в престижном лос-анджелесском клубе
“Galaxy”.
Именно во время выступления IRON BUTTERFLY в клубе Galaxy ими заинтересовались
продюсеры фирмы Atlantic - Чарльз Грин (Charles Green) и Брайан Стоун (Brine
Stone), которые работали с BUFFALO SPRINGFIELD, и весной 1967 года они устроили
участникам группы контракт со своим лейблом, и в октябре того же года 1967 года
музыканты в студиях Gold Star и Nashville West приступили к записи своего
дебютного альбома.
Рон Буши так описывает начало этой работы: "Стоун и Грин совсем не разбирались в
музыке - всё, чем они смогли нам помочь, это открыть нам дорогу на лейбл.
Вместе с нашим звукоинженером мы спродюсировали большую часть нашего альбома".
В довершение всех бед выход диска задерживался из-за судебных разбирательств с
экс-менеджером группы Дэвидом Уинтерсом (David Winters). Лишь 22 января 1968
года первый альбом команды под названием "Heavy", наконец, увидел свет.
Жесткий и энергичный психоделический блюз принес группе серьезный успех - 50
недель в хит-парадах, а две песни с альбома - "Posession" и "Unconcious Power",
вошли в саундтрек популярного байкерского кинофильма режиссера Ричарда Раша
"Savage Seven", вышедшего в апреле 1968 года, а летом того же года были
отмечены в чартах.
Но неразбериха со сроками выпуска диска сыграла свою негативную роль - Уэйсс,
Пенрод и Де Лоуч попросту "перегорели", обстановка в группе существенно
накалилась и в начале 1968 года троица покинула состав IRON BUTTERFLY. Дэнни
Уэйсс и Джерри Пенрод вскоре примкнули к организованной продюсером DOORS Полом
Ротшильдом супер-группе RHINOCEROS. Позже Уэйсс занялся продюсированием
джаз-роковых музыкантов, а в последнее время он являлся участником
акустического трио SILK CITY.
Оставшиеся же в составе группы Дуг Ингл и Рон Буши недолго предавались унынию и
вскоре приступили к поискам новых музыкантов. С позицией басиста проблем не
возникло, им сразу стал Ли Дормен (Lee Dorman, p. 19 сентября 1945, Сент-Луис -
гитара, бас, фортепиано). Зато найти гитариста оказалось довольно сложно, но, в
результате долгих и интенсивных поисков, это вакантное место занял 18-летний
виртуоз Эрик Кит Браунн (Erik Keith Braunn, p. 10 августа 1950, Бостон -
лидер-гитара, вокал) или по другим сведениям - Эрик Бранн (Eric Brann).
И самое удачное решение - "свободного вокалиста" не стали искать вообще.
Обладавший поистине звериной мощью и одновременно бархатно-лиричной окраской,
голос Дуга Ингла идеально вписался в стилистику группы. "Он поёт, как Барри
Манилоу (Barry Manilow), в которого вселился Годзилла", - так писали о нем
американские критики. В своем новом составе IRON BUTTERFLY провели успешные
гастроли в компании с JEFFERSON AIRPLANE и DOORS, а затем вместе с продюсером
Джимом Хилтоном в голливудской студии Gold Star приступили к работе над своим
вторым альбомом с загадочным названием "In-A-Gadda-Da-Vida", увидевшим свет
весной 1968 года.
По легенде, своим названием этот, один из лучших альбомов 1968 года обязан
алкоголю. Рассказывает Ли Дормен: "Дуг работал над "In-A-Gadda-Da-Vida" целый
день и часть ночи, в процессе попивая вино". Рон Буши уточняет: "За весь вечер
Дуг выпил, наверное, целый галлон вина "Red Mountain". В итоге, когда Ингл
сыграл и спел своим друзьям новую песню, под действием выпитого дикция у него
была уже не та, да и остальные участники тоже были несколько навеселе. В итоге,
вместо "In the Garden of Eden" Рон Буши услышал и записал "In-A-Gadda-Da-Vida".
Первая сторона альбома содержала пять вещей Ингла и одну Дормена-Браунна, а всю
вторую сторону занимала композиция Ингла, давшая название всему альбому.
Кстати, по словам Ли Дормена, первоначально титульная вещь альбома напоминала
собой скорее кантри-балладу. "Когда мы впервые начали играть песню, дело было
во время турне, и она длилась всего лишь порядка 7 минут. Когда же она доросла
до 12 минут, мы решили добавить в нее соло на ударных", - позже вспоминал Ли
Дормен.
Но, в итоге, "In-A-Gadda-Da-Vida" превратилась в 17-минутную композицию с ярко
выраженными с жесткими гитарными риффами и получилась близкой к тому, что
сейчас называется хард-роком, однако обилие клавишных и полифоническое
звучание, характерное скорее для арт- и психоделических коллективов, несколько
смазывали общее ощущение "тяжести".
А 14 июня 1968 года альбом "In-A-Gadda-Da-Vida" появился на прилавках
музыкальных магазинов и имел грандиозный успех: в общей сложности он провел в
чартах около 140 недель, причем, 81 из них - в Top 10, где достиг 4-й строки.
Благодаря мощнейшей заглавной композиции диск побил все рекорды продаж. В
первый же год было продано свыше 8 миллионов экземпляров. Диск также получил
первую "платину" в истории звукозаписи. В течение многих лет альбом был самым
продаваемым в каталоге Atlantic Records и на сегодняшний день достиг уже
мультиплатинового статуса.
В августе 1968 года группа IRON BUTTERFLY стала одной из главных звезд
Ньюпортского поп-фестиваля в Коста-Меса, Калифорнии, а в декабре побывала на
трехдневном празднике мира и музыки в Майами. Однако, концерты группы проходили
довольно буйно, причем, особенную нелюбовь музыканты проявляли к полиции.
Поэтому неудивительно, что в августе 1969 года организаторы легендарного
рок-фестиваля в Вудстоке, пригласившие сначала IRON BUTTERFLY участвовать в
этом историческом событии, в последний момент испугались, что музыка этой
группы может вызвать акты насилия во время их выступления, и решили не посылать
вертолет за музыкантами.
Замечательный третий студийный альбом "Ball", вышедший в феврале 1969 года, имел
несколько меньший успех, чем его предшественник. Некоторые критики даже сочли
новый опус чрезмерно запутанным и претенциозным, но в данном случае это даже
можно было расценивать как комплимент. Главное, что альбом отлично продавался
и, с музыкальной точки зрения, реноме группы не уронил. В итоге, он достиг в
списках популярности 3-й отметки и стал "золотым".
Две вещи альбома, изданные в виде синглов, имели лишь символический успех: "Soul
Experience" в марте 1969 года была 75-й, а "In The Time Of Our Lives" в июле -
только 96-й. Хотя группа, как и прежде, пользовалась расположением американской
публики и служила непременным украшением любого поп- или рок-фестиваля в
стране.
Но в сентябре 1969 года разочарованный и уставший Браунн покинул IRON BUTTERFLY
и вскоре организовал собственную группу FLINTWHISTLE. В ее состав вошли двое
бывших участников IRON BUTTERFLY - Джерри Пенрод и Дэррил Де Лоуч, однако,
добиться серьезного успеха с ней так и не сумел. Позже он нашел работу в
редакторском отделе Atlantic и, в частности, открыл миру группу BLACK OAK
ARKANSAS.
А его вакантное место в IRON BUTTERFLY занял Ларри "Райно" Реайнхардт (Larry
"Rhino" Reinhardt, p. 7 июля 1948, Флорида), который был дружен с братьями
Оллмен, некоторое время жил и "джемовал" с ними, но по ряду причин не вошел в
состав ALLMAN BROTHERS BAND. Они начали репетировать, но дело не шло на лад до
тех пор, пока весной 1970 года по рекомендации Ларри в IRON BUTTERFLY не пришел
Майк Пинера (Mike Pinera, p. 29 сентября 1948, Тамп, Флорида) - певец и
гитарист группы BLUES IMAGE, которая играла на разогреве у IRON BUTTERFLY.
В мае 1970 года вышел альбом, записанный еще прежним составом группы, "Iron
Buterfly Live", вторую сторону которого занимала 20-минутная версия
"In-A-Gadda-Da-Vida". В чарте же альбом поднялся до 20-й отметки.
В процессе работы над очередным диском IRON BUTTERFLY проявились серьезные
разногласия между Дугом Инглом и остальными участниками коллектива. Дуг
планировал обратиться к акустическому фолк-року, а остальные же хотели
продолжать "тяжелую" линию. Тем не менее, творческие споры сделали вышедший в
августе 1970 года альбом "Metamorphosis" весьма разнообразным. Кстати, именно
его Ли Дормен называет сейчас своим любимым в дискографии группы.
Запись диска велась в студии American Recording, которая расположилась в бывшем
ресторане, а сами сессии проходили в... бывшей холодильной камере. Самыми
известными треками альбома "Metamorphosis" стали рокерский хит "Easy Rider" и
закрученная, почти 15-минутная композиция "Butterfly Bleu", сделанная в лучших
традициях группы, поражающая феноменальной работой гитарного тандема
Пинера-Рейнхардт.
И хотя критика восприняла эту работу скептически, слушатели явно придерживались
другого мнения, что помогло ей подняться до 16-й позиции. Продюсировал
"Metamorphosis" Ритчи Подолор. В ноябре 1970 года сингл с песней "Easy Rider"
("Let The Wind Pay The Way"), которую IRON BUTTERFLY исполнили в одноименном
фильме, поднялась в чарте до 66-й строки.
После выхода диска участники IRON BUTTERFLY весной 1971 года отправились в свое
обширное европейское турне, где "на разогреве" у них выступали будущие гиганты
арт-рока YES, и были встречены гораздо теплее своих британских коллег, но
последовавшее за этим турне по Америке стало их настоящим коммерческим фиаско.
В результате чего, обескураженная холодностью аудитории, группа решила
самораспуститься, и 27 мая 1971 года IRON BUTTERFLY дали свой прощальный
концерт, после чего разошлись в разные стороны.
Эрик Браунн, Джерри Пенрод и Деррил Де Лоуч в январе 1970 года создали новый
проект FLITWHISTLE. Ли Дормен и Ларри Рейнхардт вскоре организовали новую
группу CAPTAIN BEYOND, известную тем, что в ней пел экс-вокалист DEEP PURPLE
Род Эванс (Rod Evans), и выпустили в ее составе два альбома.
Майк Пинера и легендарный ударник Митч Митчелл (Mitch Mitchell, экс-JIMI HENDRIX
EXPERIENCE, PRETTY THINGS) занялись раскруткой своей группы RAMATAM, но из нее
Майка переманили в NEW CACTUS BAND. Увы, последний проект был недолговечным, и
Пинера переключился на собственный коллектив THEE IMAGE. Позднее он записал два
сольных альбома, а в конце 70-х - начале 80-х годов работал с Элисом Купером
(Alice Cooper). А Ингл и Буши вернулись домой и на длительное время оставили
свои занятия музыкой.
Музыка группы IRON BUTTERFLY, тем не менее, продолжала пользоваться успехом -
"In-A-Gadda-Da-Vida" покинула списки популярности лишь весной 1971 года. В
начале 1972 года компания Atlantic издала компиляцию "The Best Of Iron
Butterfly: Evolution", а еще через год - похожий бюджетный сборник "Star
Collection".
Все это подтолкнуло Эрика Браунна к идее реорганизовать некогда очень популярную
группу. К сожалению, Дуг Ингл наотрез отказался участвовать в этом, зато Рон
Буши с удовольствием принял предложение, и в начале 1975 года группа IRON
BUTTERFLY в новом составе: Фил "Тейлор" Крэмер (Phil Kramer, p. 12 июля 1952,
Янгстауне, Огайо - бас) и Ховард Рейтц (Howard Reitzes, p. 22 марта 1951,
Саутгэйт, Калифорния - клавишные), подписала контракт с MCA и в 1975 году
выпустила разочаровывающий хард-роковый альбом "Scorching Beauty" (№138).
Однако вскоре Рейтц покинул группу, а осенью 1975 года, когда место за
клавишными занял Билл Де Мартинец (Bill De Martinez), IRON BUTTERFLY под
руководством Джона "Чикаго Кид" Райана в знаменитой лос-анджелесской студии
Record Plant выпустили свой последний студийный альбом "Sun And Steel" (1976),
но после того, как он с треском провалился в чартах, MCA расторгла контракт с
группой.
И хотя на афишах клубов имя группы мелькало еще до 1978 года, но лишенный
контракта и часто менявшийся состав имел к оригинальным IRON BUTTERFLY чисто
формальное отношение, хотя на своих концертах продолжал исполнять
"In-A-Gadda-Da-Vida". Де Мартинец в 1979 году собрал собственную группу STREET,
которая в начале 80-х годов смогла даже прорваться в Top 100.
На протяжении 80-х годов, когда настроения ностальгии прочно овладели большой
частью аудитории, оригинальные участники IRON BUTTERFLY в самых разных
сочетаниях предприняли целый ряд попыток вновь воссоединиться.
В очередной раз группа собралась весной 1988 года, когда лейбл Atlantic Records
пригласил IRON BUTTERFLY выступить на концерте, посвященном 40-летию
легендарной фирмы. Шоу с простым, но вполне естественным названием "It's Only
Rock'n'Roll" состоялось 14 мая 1988 года в знаменитом Madison Square Garden и
было показано многими телеканалами по всему миру. Правда, одним концертом на
этот раз дело не ограничилось, и музыканты, по признанию самого Ли Дормена,
записали целый новый альбом.
Но тут начались непредвиденные трудности - материал на нем настолько радикально
отличался от традиционного звучания IRON BUTTERFLY, что лейблы, с одной
стороны, не решались продавать его под знаменитым названием, а с другой, не
желали вкладываться в "новый" проект. Дело закончилось тем, что менеджер
проекта сбежал со всеми деньгами в Бразилию, оставив Ли и компанию самим
расплачиваться с долгами. А в 1989 году участники группы дали целую серию
концертов в США и Европе, однако никакого дальнейшего продолжения вслед за этим
не последовало.
Нельзя сказать, что эта неудача оказалась для группы фатальной, ведь спрос на
выступления легенд рока был всегда велик, и IRON BUTTERFLY с тех пор
периодически собирались и давали концерты. Помимо этого, Майк Пинера попал в
супер-проект CLASSIC ROCK ALL STARS, в котором компанию ему составили: гитарист
Спенсер Дэвис (Spencer Davis, экс-SPENCER DAVIS GROUP), Джерри Корбетта (Jerry
Corbetta, экс-SUGARLOAF), Деннис Нода (Dennis Noda), Боб Фернандез (Bob
Fernandez) и барабанщик Пит Ривера (Pete Rivera, экс-RARE EARTH). Команда даже
выпустила одноименный альбом. А после смены состава проект переименовался в
WORLD CLASSIC ROCKERS.
Но в 1992 году Майку Пинере вздумалось возродить былую славу коллектива. Как раз
в это самое время вышло переиздание альбома "In-A-Gadda-Da-Vida" и в компании с
Дорменом и Буши Пинера возглавил американские гастроли группы.
К 1993 году продажи их легендарного второго альбома перевалили уже за
25-миллионнную отметку, и в 1995 году IRON BUTTERFLY во вновь преобразованном
составе отправились в свое очередное турне.
В апреле 1995 года желание еще раз испытать судьбу под знаменем IRON BUTTERFLY
выразил и основатель коллектива - Дуг Ингл. В своем интервью он заявил, что
сочинил около двухсот новых песен и теперь готов снова выйти на сцену. Тем же
летом группа в составе: Ли Дормен, Дуг Ингл, Рон Буши и новый гитарист Эрик
Барнетт, совершила ностальгический тур по Америке и даже поработала в студии,
хотя ее результаты до сих пор все еще не опубликованы.
Однако, год спустя Дуг покинул коллектив по личным причинам, а без его
неповторимого вокала все претензии IRON BUTTERFLY на аутентичность были
попросту бессмысленны. Однако ностальгия - штука страшная, и, заменив Ингла на
Дерека Хилланда, группа продолжила свой тернистый путь. А IRON BUTTERFLY и в
дальнейшем были терзаемы частыми сменами участников. Так, например, в
последующем их составе участвовали: Ли Дормен, Рон Буши, новый гитарист и
певец, бывший участник APOCALYPSO Чарли Маринкович, ну, а место клавишника было
вакантно.
IRON BUTTERFLY по праву считаются основателями американского, а вместе с CREAM и
JIMI HENDRIX EXPERIENCE - и мирового тяжелого рока, а название их первого
альбома "Heavy" предвосхитило появление термина "тяжелый рок".
|