Группа Cream
Этот сайт посвящен творчеству легендарной группы CREAM и ее участников - Джека Брюса, Эрика Клэптона и Джинджера Бейкера. Здесь вы найдете их подробные биографии, дискографии и фото, а также статьи о людях, связанных с группой, и небольшую рок-энциклопедию.

 

Биография

Donovan

к дискографии >>

Замечательный шотландский музыкант, поэт, композитор, певец, гитарист и исполнитель на губной гармонике Донован (Donovan, ур. Philip Donovan Leitch) родился 10 мая 1946 года в Глазго, в рабочем районе Горбалс, известном своими грубыми нравами, но в 1956 году он вместе с семьей переехал в Хэтфилд. К этому времени мальчик по примеру отца увлекся поэзией и уже тогда попробовал сочинять свои собственные стихи. Вскоре в его жизнь вошел рок-н-ролл, и кумирами Донована стали Бадди Холли (Buddy Holly) и EVERLY BROTHERS. Музыкальные вкусы несколько изменились, в начале 60-х годов его, и, после знакомства с творчеством Вуди Гатри (Woody Guthrie) и Джоан Баэз (Joan Baez), он обнаружил в себе тягу к фолк-музыке. Следует заметить, что музыка и собственное творчество явились для него компенсацией за тяжелые и весьма продолжительные последствия полиомиелита, из-за которых он не мог ни заниматься спортом, ни играть со своими сверстниками. Он создавал в фантазиях свой собственный мир - и с ним отправился к людям. Это произошло, когда ему исполнилось 16 лет - Донован автостопом отправился по Англии, изъездив ее вдоль и поперек. Какое-то время он проучился в художественной школе, где Донован познакомился с английскими битниками. И позднее интеллектуальные способы выражения продолжали притягивать его - по собственному признанию, Донован среди своих талантов музыкальный считал далеко не самым главным.

Он стал битником в те времена, когда на британской музыкальной сцене рождался местный белый ритм-энд-блюз. С одной из групп, исповедовавшей этот жанр без особой славы, но с большим энтузиазмом, Донован познакомился в своих странствиях. Он отправился с ансамблем на юг Англии, играя во различных прибрежных пабах. Когда хотели сделать перерыв, на сцену посылали Донована. Менеджер группы, находясь, видимо, под впечатлением от пения Донована, послал его в 1964 году на первые записи в лондонскую студию Pye. Пробные записи там понравились и Донована пригласили на популярную телепрограмму "Ready, Steady, Go!", которую тогда вел Алкон Аллен. Он послушал певца и представил Донована публике следующим образом: "Вы знаете, как Боб Дилан завоевал Штаты; этот парень, видимо, сделает то же с Европой". Это сравнение с Диланом надолго стало настоящим проклятием Донована. Эту кличку подхватили и обозреватели в прессе. Действительно, некоторое сходство с Диланом бросалось в глаза: голубая хлопчатобумажная кепка, игра на губной гармошке, носовые интонации в голосе и, самое главное, желание изменить мир песнями.

Донован быстро привлек внимание публики. Его первый сингл "Catch The Wind" занял в апреле 1965 года в британских списках 6-е место, а следующий - "Colours" - в июле был уже 5-м. После его выхода Донован впервые отправился в Америку, где с успехом выступил на легендарном фолк-фестивале 1965 года в Нью-Порте, на котором Боба Дилана освистали за использование электрогитар. Сингл "Universal Soldier" с титульной песней активистки антивоенного движения Баффи Сент-Мэри, посланный на дом английским политикам и военным, в августе того же 1965 года также оказался в первой дюжине британского хит-парада.

Популярность Донована росла, и вскоре его пригласили сняться в документальном фильме "Don't Look Back", а затем и выступить в Карнеги-холл и на других концертных площадках США. В то время залы на его американских концертах заполнялись лишь на треть. Критика отмечала своеобразие некоторых песен, но в целом творчество музыканта казалось ей лишь очередной имитацией Дилана. Вскоре Доновану удалось привлечь к сотрудничеству первоклассных музыкантов, с которыми он часто встречался: гитаристов Джимми Пэйджа (Jimmy Page) и Джеффа Бека (Jeff Beck), а также мультиинструменталиста Джона Камерона (John Camerone). Именно с ним и с одним из самых многоопытных продюсеров английской поп-музыки Мики Моустом (Mickie Most) были созданы, пожалуй, самые существенные записи в творческой карьере Донована. Попав в руки Моуста, певец объявил: "Я больше не буду петь о том, что ненавижу, а только о том, что люблю". А любил он детей и старые предания, живую природу, магическое и мистическое, Солнце, Землю и звезды. За короткое время Доновану удалось создать в океане музыки свой загадочный остров, полный мира, любви и ежедневных чудес природы, где менестрельский голос - тонкое, хрупкое, иногда однотонное вибрато - в сопровождении флейт, цимбал, челесты, клавесина и других инструментов, - в искусно выстроенных текстах с богатыми внутренними рифмами рассказывал об утонувшей Атлантиде, королеве Гиневре, поэтах и добродушных шарманщиках, которые бродят по проселочным дорогам.

Тем временем, английская фирма звукозаписи Pye Records в 1965 году выпустила два альбома Донована "What's Bin Did And What's Bin Hid", "Fairytale" и несколько EP. В Америке же на фолковом лейбле Hickory вышел всего лишь один диск музыканта - "Catch The Wind". Хитроумные американцы ждали, пока деньги "дозреют", когда же станет выгодно, они выпустят ранний акустический материал Донована аж на четырех долгоиграющих пластинках. А Донован, вернувшись из Соединенных Штатов домой, оказался в атмосфере новой субкультуры. За это время психоделический рок стал основополагающим стилем в музыке, заняв важное место в творчестве огромного количества групп и музыкантов. И Донован стал страстным приверженцем новых средств расширения сознания. Психоделики полностью изменили образный ряд поэзии Донована. Они подвигнули его на эксперименты с песенной формой и со звуком. Добавились ритм-секция, разнообразные клавишные инструменты, духовые, струнные. Возникновению нового звучания способствовал, конечно, и его продюсер - удачливый Микки Моуст.

В декабре 1966 года лейбл Pye выпустил в Британии сингл Донована "Sunshine Superman", который первоначально назывался "For John And Paul" и впервые прозвучал в программе BBC “A Whole Scene Going”, а в феврале 1967 года вслед за ним последовал сингл "Mellow Yellow", в записи которого певцу помогали Джон Пол Джонс (John Paul Jones), сделавший его аранжировку, и Пол Маккартни (Paul McCartney), немного подпевший Доновану. Англия встретила электрифицированного, перешедшего от фолка к психоделике Донована с распростертыми объятьями - оба сингла попали в верхнюю десятку и стали "золотыми", а их автор стал восприниматься как пророк "лета любви". Успех "Sunshine Superman" и "Mellow Yellow" подготовил триумфальное шествие Донована по Америке. Теперь на его концерты собиралась богемная публика - "бруклинские девочки в длинных антикварных юбках и мальчики из Бронкса, одетые в бархат". Донован выходил на сцену, утопающую в цветах и фимиаме благовоний. Донован в белой робе до пят. Боа из страусовых перьев. Донован, увитый бусами, колокольчиками, бубенчиками и разными фенечками. В то время Доновану исполнилось всего лишь двадцать лет...

Изданный в том же 1967 году долгоиграющий альбом "Mellow Yellow" включал в себя несколько атмосферных песен о "свингующем Лондоне" - "Young Girl Blues", "Sunny South Kensington" и "Hampstead Incident", а также две композиции, написанные в дороге: греческую "Writer In The Sun" и мексиканскую "Sand And Foam". "Mellow Yellow" - чисто британское явление культуры. По своему мелодизму, отточенности и разнообразию музыкального материала эта пластинка вполне сопоставима с поздним периодом творчества BEATLES. Здесь Донован утвердил формулу своих альбомов, включавшую в себя темповые "боевики", баллады, лирические и "экзотические" песни.

В 1967 году большим успехом также пользовался сингл Донована с песней "There Is a Mountain", а его двойник "A Gift From A Flower To A Garden", выпущенный в январе 1967 года - в разгар "власти цветов", вместе с битловским "Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band", стал ее символом. Об этом сете из двух пластинок под названием "A Gift From A Flower To A Garden" New Musical Express писал так: "…прелестная подборка сонетов и песен, каждая из которых принадлежит перу Донована, за исключением вклада, который внес именитый Уильям Шекспир. Все очень просто, очень честно и очень эффектно!" Первая пластинка, "Wear Your Love Like Heaven", в записи которой принимал участие Джек Брюс (Jack Bruce), отличалась особой даже для Донована самоуглубленностью и отстраненностью. Вторая пластинка - "For Little Ones", была чисто акустической. Именно концепция и звук этого "детского" альбома вдохновит Донована в 1971 году на создание своего шедевра - альбома "H.M.S. Donovan".

К 1968 году Донован занял любопытное положение в умах соотечественников, будучи одновременно одним их постоянных лидеров популярных чартов и культовой фигурой андерграунда. Он регулярно появлялся на передаче Джона Пила “Top Gear”, вместе с BEATLES он пел "All You Need Is Love" в транслируемой на весь мир телепередаче “Our World” и исследовал глубины трансцендентальной медитации. Тем не менее, в тот период многие критики не без основания упрекали Донована в ребячестве, наивности, упадничестве и вообще в потере чувства времени, безуспешно искали в его песнях глубокий психологизм, широкие жизненные впечатления и элементы настоящего музыкального развития. Некоторые же обвиняли Донована в излишнем увлечении восточным мистицизмом и буквальном цитировании в своих вещах фрагментов индийских раг, но музыкант не скрывал, что следует по стопам BEATLES, а новые идеи, по его мнению, следовало искать только на Востоке и, в частности, в Индии. Но нельзя оставаться глухим и к достоинствам, которых не утратили песни Донована. "Когда-нибудь придут плохие времена", - сказал он однажды, - "но всегда объявится шарманщик, который поможет людям забыть о старости и почувствовать себя счастливым". Интересно, что из многих знаменитых песенников 60-х годов именно Донован и оказался тем самым шарманщиком. Вместе с BEATLES в 1968 году он ездил в Индию к Махариши.

В 1968-1969 годах фирма Epic выпустила еще два альбома музыканта - "Hurdy Gurdy Man" и "Barabajagal", для записи которых Донован пригласил модных студийных музыкантов. Так, например, на альбоме "Hurdy Gurdy Man" (1968), ставшим апофеозом музыкальной карьеры Донована, можно услышать пару песен с участием Аллана Холдсуорта (Allan Holdsworth), а на мощном заглавном треке партия аккомпанемента прнадлежит будущим участникам LED ZEPPELIN - Джимми Пэйджу (Jimmy Page), Джону Бонэму (John Bonham) и Джону Полу Джонсу (John Paul Johnes). В записи альбома "Barabajagal" принимал участие Джефф Бек (Jeff Beck) и музыканты из его группы - JEFF BECK GROUP. И хотя оба этих замечательных альбома отличаются изобретательностью, в хит-парадах они заняли не столь высокие места, как предыдущие записи музыканта - мода на Донована заканчивалась. И тогда Донован сделал решительный шаг - он расстался с Микки Моустом. Теперь фирменный "звук Донована" будет определять он сам. Об очередном перерождении музыканта, теперь уже в "сердитого кельта", возвестил миру его альбом 1970 года "Open Road". Никаких духовых, никаких симфонических "подкладок". Только суровые акустические гитары, суровые электрические гитары и благородный орган. Конверт пластинки был выдержан в оранжево-зеленых тонах: такова цветовая гамма ирландского флага. Это указывало на сохраняющуюся приверженность Донована кельтским корням. Ведь после вторжения англосаксов кельты сохраняли свои позиции в Ирландии, Шотландии, Уэльсе и Бретани. Широкими мазками Доновану удалось создать на этом альбоме мрачноватую, "этническую" звуковую картину. "Кельтский рок" (“Celtic Rock”) - так называется центральная композиция на "Open Road".

Но почти сразу же после этого, по различного рода причинам (главной из которых оказалась жесткость британского налогового управления) музыкант оставил шоу-бизнес. Донован целый год жил дома вместе с женой на своей ферме в Ирландии, безуспешно пытаясь заинтересовать различные фирмы. Его звукозаписывающая деятельность практически прекратилась и ограничилась сочинением звуковых дорожек к фильмам "Гаммельнский крысолов", "Св.Франциск Ассизский" Франко Дзеффирелли и др. Именно тут, на идиллических просторах древней земли Эйре произошло превращение Донована из "сердитого" в "задумчивого". За это время его музыкальные эксперименты с кельтским роком были подхвачены и превзойдены Аланом Стивеллом (Alan Stivell), а сценическую манеру с блеском переняли INCREDIBLE STRING BAND. Из Ирландии Донован вернулся с готовой фонограммой музыки к фильму "If It's Tuesday This Must Be Belgium", а к собственной звукозаписывающей деятельности Донован вновь приступил в 1971 году, выпустив альбом "H.M.S. Donovan", излучающий какую-то спокойную уверенность. Более половины песен на этом альбоме были сочинены самим Донованом, причем их поэтический уровень не уступал лучшим классическим образцам. Особо следует отметить величавую, фантасмагорическую "The Voyage Of The Moon" и "Lord Of The Reedy River" с тонкой аллюзией на древнегреческий миф о любви Зевса к Леде, дочери Океана. Выше всяческих похвал было и мастерство Донована-гитариста. В аккомпанементе песен альбома слышны неожиданные обертона инструмента и красивые гармонические обращения. В общем, Доновану удалось не только записать свой очередной шедевр, но и создать нечто выходящее далеко за субкультурные рамки рок-музыки. К сожалению, альбом "H.M.S. Donovan" имел скромный успех - "экологическим" хитом в Америке стала лишь прелестная песня "Celia of the Seals", об эскимосской богине-покровительнице тюленей. Концертная же деятельность музыканта осталась спорадической.

Тогда же, в начале 70-х годов, Донован опубликовал сборники своих стихов "Dry Songs", "Scribbles" и увлекся кинематографом. Фолк-поп-рок-музыкант пишет сценарии и выступает как актер в "If It's Tuesday This Must Be Belgium", "The Pied Piper" и "Brother Sun, Sister Moon" (последний фильм - в тандеме с режиссером Франко Дзеффирелли). Актерские способности Донована не снискали лавров Дэвида Боуи (David Bowie), но типаж, игра, оказались достаточно убедительными для последующих приглашений на съемки. В музыкальной же карьере артиста начался затяжной кризис. Следующее появление Донована на музыкальном поприще состоялось только через два года с диском "Brother Sun, Sister Moon" (1973), сочиненным в модном арт-роковом ключе. Продюсером этого диска снова был Мики Моуст, а следующий шикарно изданный лонгплей "Cosmic Wheels", записанный и выпущенный в том же 1973 году, выпускал уже Эндрю Лог Олдхэм.

Альбом "Cosmic Wheels" принято считать вершиной творческого успеха Донована - этот диск имел рекордные цифры продажи и в него входила великолепная композиция "Intergalactic Laxative", впоследствии ставшая "золотым" хитом. Однако следующий студийный альбом Донована "Essence To Essence" (1973) оглушительно провалился, и после этого удара музыкант так и не смог снова подняться на ноги. Целый год Донован провел в работе над своей новой концептуальной пластинкой "7-Tease" (1974), записанной с продюсером Норбертом Питманом в Нэшвилле. В то время Донован еще верил, что увидит начало нового молодежного движения, дух которого он мог бы выразить, как прежде - настроение "детей цветов". Но новому поколению, к которому он обращался, Донован казался реликтом из прошедшей эпохи, а песни типа "Swing, Boogie and Dixieland" демонстрировали лишь позавчерашнюю моду. К сожалению, в популярной музыке так бывает, когда мерилом ее качества становится мода, или, другими словами, следование духу времени.

С 1975 года о Доноване довольно долго ничего не было слышно - вместе с семьей (двумя дочерьми и сыном жены от первого брака с Брайаном Джонсом) он перебрался в Лос-Анджелес. Попытка 1977 года вновь соединить свои усилия с Мики Моустом не принесла желаемого результата - последний тогда был слишком увлечен группой SMOKIE. Из практически полного забвения Донован вновь появился на музыкальном небосклоне лишь в начале 80-х годов, когда он принял участие в рок-фестивалях в Эдинбурге, в ирландском городе Балликодаре (1980), в Белфасте и лондонском "Ройял Фестиваль-холле" (1981), а затем отправился на гастроли по Германии и Франции, после которых на Рождество 1981 года успешно выступил на благотворительном концерте в лондонском театре "Палладиум", где в одной программе с ним принимали участие Ралф Мактелл и Билли Коннолли. Кроме того, в начале 80-х годов Донован выпустил еще три альбома: "Neutronica" (1981), "Love Is the Only Feeling" (1981) и "Lady of the Stars" (1984), а также в мае 1983 года выступил в Чехословакии на песенном конкурсе "Братиславская лира". Из очередной затяжной неактивности Донована вытащила в совместное турне в 1990 году популярная в те годы английская группа HAPPY MONDAY. Сингл HAPPY MONDAY "Donovan" на какое-то время привлек к исполнителю внимание прессы и фирм звукозаписи - были опубликованы большие интервью с Донованом в крупнейших британских музыкальных изданиях и выпущено несколько его сборников. Затем Донован выступил на ТВ в передаче вместе с известными комиками Тревором и Саймоном, исполнив пародию на свою песню "Jennifer Juniper".

На волне переизданий своих старых пластинок в 1991 году Донован сумел записать новый студийный альбом "The Trip", который свидетельствовал о том, что исполнитель вновь обрел рабочую форму. В 1992 году он предпринял масштабное турне по Великобритании, тогда же был выпущен великолепный CD-сборник "Troubadour", в которые вошли лучшие вещи Донована, написанные за всю его долгую карьеру. В 1996 году музыкант вернулся в студию, чтобы записать акустический альбом "Sutras", в котором снова посетил былые дали, но уже с позиций зрелого и умудренного жизненным опытом человека. Следующий его камбэк состоялся лишь в 2004 году, когда музыкант представил на суд публики свой элегантный опус "Beat Cafe". Затем Донован вновь оказался в студии и занялся созданием саундтрека к фильму о Франциске Ассизском. Этот материал составил основу для нового альбома, "Brother Sun Sister Moon".

Многие рок-критики относят Донована то к вестникам психоделической эры, то включают его в плеяду нового английского и кельтского фолка наряду с INCREDIBLE STRING BAND и Аланом Стивеллом, некоторые же причисляют его к композиторам-песенникам, вроде Элтона Джона и Пола Саймона. Так или иначе, если отбросить все эти жанровые условности, Донован является очень самобытным музыкантом, талантливым гитаристом и поэтом и, безусловно, продуктом своего времени и ярким представителем британской рок-сцены второй половины 60-х и начала 70-х годов.



Дискография

 
  1. What's Bin Did And What's Bin Hid (1965)
  2. Fairytale (1965)
  3. Sunshine Superman (1966)
  4. Mellow Yellow (1967)
  5. Wear Your Love Like Heaven (1967)
  6. For Little Ones (1967)
  7. A Gift From A Flower To A Garden (2LP)(1967)
  8. Hurdy Gurdy Man (1968)
  9. Donovan In Concert (1968)
  10. Barabajagal (with Jeff Beck)( 1969)
  11. Open Road (1970)
  12. H.M.S. Donovan (1971)
  13. The Pied Paper (1972)
  14. Brother Sun, Sister Moon (1973)
  15. Cosmic Wheels (1973)
  16. Essence to Essence (1973)
  17. Live In Japan - Spring Tour 1973 (1973)
  18. 7-Tease (1974)
  19. Slow Down World (1976)
  20. Donovan (1977)
  21. Neutronica (1981)
  22. Love Is the Only Feeling (1981)
  23. Lady Of The Stars (1984)
  24. The Trip (1991)
  25. Live in Concert (1992)
  26. Till I See You Again (1994)
  27. Sutras (1996)
  28. Pied Piper (2002)
  29. Peace and Love Songs (2003)
  30. Beat Cafe (2004)
  31. Brother Sun Sister Moon (2005)

<< к началу

 
   


Copyright © 2006 disraeligears.narod.ru
При использовании материалов сайта ссылка на disraeligears.narod.ru обязательна

Hosted by uCoz